Вечный ПТУшник (gptu_navsegda) wrote,
Вечный ПТУшник
gptu_navsegda

Categories:

статья о мистериальных эксперементах Луначарского

«Является совершенно беспорным, что главным художественным порождением
революции всегда были и будут народные празднества. «...» Для того чтобы почувствовать
себя, массы должны внешне проявить себя, а это возможно только тогда, когда, по слову
Робеспьера, они сами являются для себя зрелищем.
Если организованные массы проходят шествием под музыку, поют хором, исполняют
какие-нибудь большие гимнастические маневры или танцы,словом, устраивают своего рода
парад, но парад не военный, а по возможности насыщенный таким содержанием, которое
выражало бы идейную сущность, надежды, проклятия и всякие другие эмоциональности
народа, - то те, остальные, неорганизованные массы, обступающие со всех сторон улицы и
площади, где происходят праздники, сливаются с этой организованной целиком, и, таким
образом, можно сказать: весь народ демонстрирует сам перед собой свою душу. «...»

Народные праздненства непременно должны делится на два существенно различных
акта. На массовое выступление в собственном смысле слова, которое предполагает движение
масс из пригородов к какому-то единому центру, а если их слишком много – к 2-3 центрам,
где совершается какое-то центральное действие типа возвышенной символической
церемонии. Это может быть спектакль, грандиозный, декоративный, фейерверочный,
сатирический или торжественный, это может быть какое-нибудь сожжение враждебных
эмблем и т.п., сопровождаемое громовым хоровым пением, согласованной и очень
многоголосой музыкой, носящей характер торжества в собственном смысле этого слова.»3

Как новый жанр революционного пролетариата создались массовые
инсценировки, как «Взятие Зимнего дворца», «Гимн освобожденного труда»
или «К мировой коммуне»4, которые служили новому демократическому и
народному выражению масс. Первая попытка создания такого массового
спектакля должна была состояться/осуществиться 1-го мая 1920 года в Москве
на тему «Трех интернационалов». Сначало задумывалась переинтерпритация
античного мифа о Прометее, где главное действующее лицо – пролетариат –
символично борется с капитализмом. Вскоре этот замысел был отменен,
поскольку считалось, что «первый пролетарский праздник должен сохранить
чистоту своей идеи от всякого налета чуждых ему культов, мифов библейских
или христианских обрядов
, даже от гражданских праздневств Французской
Революции».5 Цель была одна – «представить коммунистический город
будущего».

Все площади, где будет происходить действие, получают наименование наук и
искусств. Таковы, например, площадь географии – с огромным глобусом, материки которого
раскрашены в красных тонах разгорающейся мировой революции, площадь астрономии,
политической экономии и так далее. Улицы украшаются красными флагами и витринами с
сатирой на злободневные темы. Где-то за городом (предполагается на Ходынке)
устраивается «поле Интернационала» со станицей беспроволочного телеграфа и аэродромом.
На этом поле разыгрывается главное действие празднества. 6
После пролога, в котором возвестили сирена на Воробьевых горах о
начале праздника, которой отвечают гудками все фабрики города в
индустриальном концерте. Затем предусматривалось, что агитаторы на
машинах и мотоциклах вовлекали массы граждан в коллективное действие
праздничного шествия. В разлиных районах Москвы должен был исполнятся
первый интернационал под руководством «коллективов-возбудителей».
Празднование второго интернационала должно было состоятся в центре
Москвы перед празднованием тртьего интернационала, которое должно было
состоятся на специально для этого сооруженном «Поле третьего
интернационала» за пределами города.
Осознано применялись новейшие методы, способствующие реализации
подобного массового праздненства. Звук и движение должны были стать
главными выразительными средствами.
Секция сознает огромные трудности, которые ей предстоит при практическом
осуществлении этого плана. Его грандиозные размеры требуют применения совершенно
новых методов, новых приемов творчества. Репетиции с исполнителями праздненств должны
приныть характер маневров с целыми коллективами. Многочисленность исполнителей
заставляет забыть о жесте и голосе и заставляет думать о звуке и движении как элементах, из
которых лепится театральная часть празднества. Секции предстоит также разработать
методы вовлечения масс в активное действо праздника. «...» Массовые пантомимы,
театрализация всех моментов шествия, отдыха и питания, использование исторических мест,
связанных с воспоминаниями о революционных событиях, - все должно войти в программу
праздника.7
В связи с огромным размахом этого проекта было решено снова заменить
его на античную трагедию Софокла «Царь Эдип».8
Массовые постановки Гимн освобожденного труда, К мировой коммуне и
Взятие зимнего дворца в С. Петербурге напротив все же были осуществленны.
Роль музыки как ключевого момента массового действия становится ясной в
сценарии к Гимну освобожденного труда (изначально Мистерия
освобожденного труда
).
В этой трехактовой народной инсценировке обыгрывается освобождение
масс от их угнетателей и достижение освобожденного труда были
задействованы 4000 исполнителей. Вход в бывшую петербужскую биржу на
стрелке Васильевского острова был переделан в состоящую из двух частей
сцену. Сценарий можно вкратце передать следующим образом:
Из-за кулисс слышится «заколдовывающая музыка» (отрывок из
Lohengrin Ричарда Вагнера). На лестнице же перед гдавным входом в биржу
трудятся рабы. Их стоны и шум их орудий труда перемешиваются с
«каторжной музыкой» (Trauermarsch Фредерика Шопэна) и с музыкой из
Lohengrin и выливаются в бодрый контрапунктивно сложенный звуковой
коллаж. Как только рабы пытаются придаться музыке, надсмотрщики
заставляют их продолжать работать. Угнетатели тем временем появляются па
сцене и устраивают вакханальное действо с праздничной едой, музыкой и
танцами (выступление сопровождается цыганской музыкой Выпьем мы за
Сашу).
Но музыка волшебного замка делает свое дело. Под ее волшебным наитием рабы
чувствуют в себе первые проблески стихийной воли к свободе, и их стоны постепенно
переходят в ропот. Тревога овладевает пирующими. Музыка вакханалии и музыка из царства
свободы вступают в борьбу. В конце концов раздается оглушительный удар. Пирующие
вскакивают со своих мест, охваченные страхом перед надвигающийся гибелью. Рабы в
упоении властным экстазом протягивают молящие руки к золотым воротам.9
Во втором действии описывается борьба рабов и угнетателей. В то время
как рабы втягиваются в борьбу, представляется историческая судьба
пролетариата на параллельно этому сценическому действию комментирующем,
метафорическом уровне театрального действия (театрализованный Любок) в
сценическом монтаже. Звуки Марсельезы и Карманолы извещают о
подготавливающейся победе. Все больше и больше знамен взмываются вверх
до тех пор пока барабаны не оповещают окончательную победу.
Грохот барабанов и звуки красноармейской песни сливаются в победную музыку.
Растут ряды Красной Армии. Радостное ликование овладевает толпой. Революционная
музыка достигает небывалой силы. Еще несколько усилий... и рушатся врата волшебного
замка свободы.10
Третий акт повествует об апофеозе «радостной и свободной жизни»,
который выступает с обновлением человечества и наступлением социализма.
Вокруг символического «Древа свободы» все народы сливаются в дружном,
радостном хороводе. Мощно и победно звучат строфы «Интернационала». В отдалении
Красная Армия складывает свое оружие, меняя его на орудия мирного труда. Все зрелище
заканчивается блестящим фейерверком, льющим праздничный радостный свет на картину
начавшейся новой жизни.11

По словам очевидцев этот массовый спектакль смотрели более 35000
человек. Самой впечатляющей сценой был, судя по всему, момент, когда
красноармейцы штурмуют ворота «замка свободы». Декорация рухнула и стало
видно Царство социализма в виде медленно из-за кулисс появляющейся
красной звезды. Кульминация спектакля вылилась в коллективный песенный
хоровод всех рабочих вокруг дерева свободы
(под хоровую песню Высота,
высота поднебесная, глубота, глубота океан-моря из оперы Римского-
Корсакова Садко) и в спонтанное массовое пение интернационала.
Наэлектризованная народная масса в эту минуту прорвала проволочные заграждения,
отделявшие зрителей от места действия, ринулась к порталу биржи и присоединилась к
общему пению. Создался грандиозный хор, зрители перемешались с актерами.12

полный текст статьи http://www.iek.edu.ru/groups/airo/john2.pdf

P.S. если кто забыл, мистерия это духовная практика которая стирает граница между индивидуальным и коллективным.
Tags: Коммунистическая церковь, Луначарский
Subscribe
promo gptu_navsegda january 18, 2012 22:16 3
Buy for 10 tokens
Дмитрий Быков о богостроительстве (фрагмент из фильма Горький. Живая история. 2008г.) Все ехидство разумеется на совести Быкова и К Леонид Парфенов о богостроительстве (Фрагмент из фильма "Российская Империя" 2003г. (15 серия. Николай II, часть 2)) В принципе, он ехидничает так же…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments