Вечный ПТУшник (gptu_navsegda) wrote,
Вечный ПТУшник
gptu_navsegda

Categories:

по наводке Луначарского



"Остров мертвых" в интерьере эпохи

После того, как в 1855 г. известный график Макс Клингер создал офорт, воспроизводящий третий вариант «Острова», а владелец картины Фриц Гурлитт выпустил этот офорт огромным тиражом, «Остров мертвых» завоевал всю Европу.

Его автор стал, если пользоваться современными терминами, культовой фигурой - в честь художника был даже назван изящный типографский шрифт «Бёклин» с характерными признаками югендстиля.
По свидетельству современника, на рубеже веков «почти не было немецкой семьи, где не висели бы репродукции с картины Бёклина». И не только немецкой. Знаменитая репродукция украшала кабинет Зигмунда Фрейда в Вене, и отец психоанализа упоминал Бёклина в своих лекциях. Она висела над кроватью в комнате В.И. Ленина в Цюрихе, о чем свидетельствует архивная фотография (неясно, принадлежал ли офорт хозяевам дома или квартиранту). На фотографии столовой выдающегося французского политика Жоржа Клемансо мы видим все тот же офорт.

Меланхоличность «Острова» в точности отражала те настроения в обществе, которые обозначались словом «декаданс», - неясную тоску, мрачные предчувствия, жадный интерес к потустороннему миру, ощущение усталости от жизни, отторжение грубой земной реальности.

В гостиных, где проводились спиритические сеансы, «Остров мертвых» был вполне уместен. Картина воспринималась современниками как реквием целой эпохе, как прощание с культурой,
основанной на гуманистических ценностях и отступающей под натиском индустриализации. Магическая атмосфера «Острова» привлекала авангардистов. Первооткрыватель сюрреализма в поэзии Гийом Аполлинер ставил «Остров» в один ряд с Венерой Милосской, Моной Лизой и фресками Сикстинской капеллы; создатель метафизической живописи Джорджо де Кирико причислял Бёклина к своим учителям, влияние Бёклина признавал Макс Эрнст, а Сальвадор Дали выразил ему свое почтение в картине «Истинное изображение Острова мертвых Арнольда Бёлина в час вечерней молитвы» (1932). Бёклин был кумиром и для русской интеллигенции.


Сальвадор Дали. Истинное изображение Острова мертвых Арнольда Бёлина в час вечерней молитвы.1932 г.
По словам Кузьмы Петрова-Водкина, репродукции с картины Бёклина «разбросились и до нашей провинции и развесились по комнатам передовой молодежи».

Бёклина цитировал Василий Кандинский в трактате «О духовном в искусстве» (1910). «В живописи люблю больше всего Бёклина», - признавался Леонид Андреев. Валентин Серов в 1887 г. писал из Флоренции: «Кипарисы качаются по-бёклиновски».

Бёклину воздавали хвалу в своих рецензиях Игорь Грабарь и Максимилиан Волошин, Александр Бенуа и Анатолий Луначарский. Сергей Рахманинов, будучи под глубоким впечатлением от картины, пятый вариант которой он видел в Лейпциге, написал в 1909 г. симфоническую поэму «Остров мертвых» (всего в 1890-1910-е гг. в Европе было создано пять музыкальных произведений, вдохновленных этой картиной).
Владимиру Маяковскому Бёклин был, разумеется, чужд: познакомившись с сестрами Лилей и Эльзой Каган, он, как позднее вспоминала Лиля, «выжил из дому „Остров мертвых“»

Но и Маяковский не смог проигнорировать этот символ эпохи: «Со стенки на город разросшийся Бёклин // Москвой расставил „Остров мертвых“», - писал он в поэме «Про это» (1923). В 1920-е гг. популярность Бёклина была уже на исходе. Насмешники Ильф и Петров не упустили случая посмеяться в «Двенадцати стульях» над недавним кумиром, повесив «Остров» в комнате гадалки, к которой пришла вдова Грицацуева: «Над пианино висела репродукция с картины Бёклина „Остров мертвых“ в раме фантази темно-зеленого полированного дуба, под стеклом.

Один угол стекла давно вылетел, и обнаженная часть картины была так отделана мухами, что совершенно сливалась с рамой. Что творилось в этой части острова мертвых — узнать было уже невозможно». Впрочем, и позднее у картины находились неожиданные поклонники, одним из которых был… Адольф Гитлер.

Пытаясь выстроить культурный фундамент нацистской идеологии, он «назначил» Бёклина художником, наиболее глубоко выразившим «немецкость» и «арийский дух», так же, как он избрал для этой же цели философа Ницше и композитора Вагнера. В «Острове» фюреру, очевидно, импонировала идея избранности героев, «представителей высшей расы», удостоенных вечного покоя там, куда нет доступа душам черни.
В 1933 г. Гитлер купил третью версию картины (всего он владел 16-ю работами Бёклина), которая сначала находилась в его резиденции Бергхоф, а с 1940 г. украшала Райхсканцелярию в Берлине. Сохранилась фотография, сделанная 12 ноября 1940 г., на которой Гитлер и Молотов ведут переговоры на фоне картины Бёклина.

Разумеется, нет никаких оснований реально считать Бёклина провозвестником идеологии нацизма, но, тем не менее, высокая оценка живописца фюрером основательно подорвала в послевоенные годы авторитет «любимого художника Гитлера».

Бёклин окончательно вышел из моды, но к классикам причислен не был. В книгах по истории искусства, вышедших во второй половине 20-го в., ему обычно уделялось лишь несколько строчек, да и то прохладных.
Даже в былой популярности художника искусствоведы часто усматривали доказательство невысокого уровня его работ. Случай в истории европейского искусства не новый и вполне объяснимый: ведь отправной точкой для развития живописи 20-го столетия стало творчество импрессионистов – противников и антагонистов Бёклина.

Наступивший век реабилитировал художника: приуроченная к столетию со дня его смерти выставка с триумфальным успехом прошла в 2001-2002 гг. в Базеле, Париже и Мюнхене. Вышли в свет солидные каталоги и альбомы-монографии, о Бёклине были написаны серьезные статьи и сняты телефильмы. И хотя имя Арнольда Бёклина остается еще недостаточно известным сегодняшней публике, этот художник уже возвращается к нам из длительного и, думается, незаслуженного забвения.
http://www.maranat.de/agr_02_10.html



В ноябре 1910 г. читатели московские газеты обрушили на читателей последнюю сенсацию из мира искусств. «На днях в нашей газете сообщалось по телеграфу из Берлина, что сын известного художника Бёклина, столь популярного у нас в России, распространенного в миллионах гравюр и открыток, пытался самоубийством покончить из-за недостатка средств. Для москвичей это сообщение представляет особый интерес, так как покушавшийся на самоубийство Бёклин-сын — для Москвы человек не чужой. Он женат на одной из дочерей покойного редактора «Московских ведомостей» В.А. Грингмута. Столп самого крайнего черносотенства, весь поглощенный редакторской деятельностью, В.А. Грингмут очень интересовался наряду с этим искусством, преимущественно живописью. У него в доме всегда можно было видеть артистов, художников, не считавшихся со скандальной политической репутацией хозяина «Салона». В.А. Грингмут покупал произведения художников, поощрял многих из них и был в особенной дружбе с Васнецовым.
http://anthropology.ru/ru/texts/asvarisch/kagan_34.html
Tags: хороший вкус
Subscribe
promo gptu_navsegda january 18, 2012 22:16 3
Buy for 10 tokens
Дмитрий Быков о богостроительстве (фрагмент из фильма Горький. Живая история. 2008г.) Все ехидство разумеется на совести Быкова и К Леонид Парфенов о богостроительстве (Фрагмент из фильма "Российская Империя" 2003г. (15 серия. Николай II, часть 2)) В принципе, он ехидничает так же…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments