Вечный ПТУшник (gptu_navsegda) wrote,
Вечный ПТУшник
gptu_navsegda

Categories:

Скрябинская месса Прометею (1910г.)

К 100-летию симфонической поэмы многие записали ее исполнение со световой партией, как и задумывал Скрябин, и что не удавалось полноценно исполнить при его жизни. Я пересмотрел все варианты на ютубе и рекомендую вариант Симфонического оркестра Йельского университета. В других вариантах свет либо сосредоточен на сцене, либо на каких-то экранах, либо неудачно снято и т.д. В данном варианте свет удачно вписан в пространство зала, снято в основном с общего плана (что хорошо) и создается ощущение мессы. Первые 9 минут сюжет о том как устанавливали аппаратуру (не интересно) - ролик начнется с исполнения музыки.


Образ Прометея, если судить по одноименным сочинениям Брюсова или Вяч. Иванова, весьма соответствовал мифотворческой настроенности символистов и тому значению, которое придавалось в их поэтике мифологеме огня. К огненной стихии постоянно тяготеет и Скрябин - упомянем его поэму "К пламени" и пьесу "Темные огни". В последней особенно заметно двойственное, амбивалентное изображение этой стихии, как бы включающей в себя элемент магического заклятия. Демоническое, богоборческое начало присутствует и в скрябинском "Прометее", в котором угадываются черты Люцифера. В этой связи можно говорить о влиянии на замысел произведения теософских учений и прежде всего - "Тайной доктрины" Е. П. Блаватской, которую композитор весьма заинтересованно изучал. Скрябина увлекала как демоническая ипостась своего героя (известно его высказывание: "Сатана - это дрожжи Вселенной"), так и его светоносная миссия. Блаватская толкует Люцифера прежде всего как "носителя света" (lux + fero); возможно, эта символика отчасти предопределила идею светового контрапункта в скрябинской "Поэме".
Впрочем, если уж говорить о живописных аналогах притом уровне знаков и эмблем, а по сути художественных образов то скрябинский "Прометеи" вызывает ассоциации с М. А Врубелем - и у того и У другого художника демоническое начало выступает в единстве злого духа и духа творящего. И у того и у другого господствует сине-лиловая цветовая гамма: согласно светозвуковой системе Скрябина, зафиксированной в строке Luce (подробнее об этом см. ниже), именно ей отвечает тональность фа-диез - главная тональность "Поэмы огня". Любопытно, что в той же гамме виделась Блоку его "Незнакомка" - этот, по словам поэта "дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового"...
"Прометей" Скрябина. Свето-музыкальная концепция.



P.S. Напомню, если кто забыл, Прометей исполнялся на первую годовщину Октябрьской революции в Большем театре с оформлением кубо-футуриста А.Лентулова:

...талант художника-декоратора получил дальнейшее развитие в 1918 году, когда Лентулов принимал участие в оформлении Москвы к первой годовщине Октябрьской революции. Кроме декорирования улиц и площадей, Лентулов осуществил художественное оформление симфонической поэмы А.Н.Скрябина «Прометей» (дирижер Э.А.Купер, режиссер В.И.Немирович-Данченко), исполнявшейся в Большом театре 8 ноября 1918 года. Скрябинская теория аналогии цвета и звука и послужила идеей создания декоративного фона – задника, на котором исполнялся «Прометей». Лентулов решил освещать этот задник цветными прожекторами, изменяющимися в зависимости от звучащей музыки, создать своеобразную цвето-световую партитуру симфонии. На разных этажах театра он устанавливал прожекторы с различными фильтрами и репетировал с оркестром свою цветовую партию. Очевидцы считали, что представление симфонической поэмы «Прометей» было событием уникальным, когда великая музыка соединилась с ослепительным зрелищем.

... В 1919 году в филиале Большого театра Таиров осуществил постановку оперы А.Н.Рубинштейна «Демон» и пригласил Лентулова участвовать в оформлении этого спектакля, получившего восторженный прием публики. Макет декораций и эскизы костюмов к «Демону» были представлены на Международной выставке декоративного искусства в Париже в 1925 году и получили там Гран-при. Истинным торжеством живописности стал спектакль «Сказки Гофмана» (режиссер Ф.Ф.Комисаржевский, 1918). Оформление спектакля было созвучно романтической фантастике Гофмана, столь же безудержной в своем полете, как и воображение художника.
Лентулов Аристарх Васильевич
Комментарий Луначарского о метафизике
Скрябин хотел видеть именно в музыке ту магическую силу, которая может примирить противоречия действительности. Тут он тоже пел о себе. Очевидно, очень часто собственные его психологические переживания, тоска, гнев, неудовлетворение, обида смывались музыкой и растворялись ею, гармонизировались в акте музыкального творчества.

Этот свой личный опыт страстная, гениальная, не знающая удержу натура Скрябина переводила, пользуясь своей метафизикой, в почти сумасшедшую мысль, что именно он, Скрябин, с его музыкальным гением и его властью над звуком, призван, через посредство музыкальной проповеди, больше того — через посредство какого–то магического музыкального акта, спасти вселенную, освободить дух, превратить полную теней и злобы жизнь мира в настоящую гармонию.

Эта идея, которая может показаться в высшей степени причудливой, развивалась логически в гениальной и чистой художественной натуре Скрябина и нашла себе выражение в его плане — написать великую музыкальную мистерию, которая должна была сопровождаться также музыкой света и красок, элементами вокальными и словесно–поэтическими.

Охваченный энтузиазмом, Скрябин договорился до того, что когда эта мистерия будет написана и исполнена, то произойдут чудесные явления, как бы предугаданные в мифе об Орфее.

Вся внутренняя сущность мира будет просвечена этой музыкой. Пафос мистерии пронзит мир. Дух придет к себе. Его творческая жизнь потечет совсем новым, спокойным, претворенным и сознательным руслом. Словом, произойдет нечто похожее на мессианистические надежды различных народов, на светопреставление, переход в мир иной.

Скрябин, однако, великолепно понимал всю невероятную трудность взятой им на себя задачи. Он поставил поэтому перед собой некоторые вехи. Он стал подходить к разным подготовительным произведениям. Такими были и «Поэма экстаза», и «Прометей». Он сосредоточил в конце концов свое творчество на идее «Предварительного действа» — некоторого пролога к мистерии, который уже сам по себе должен был быть огромным завоеванием музыки, но никаких магических действий еще не мог бы произвести, мог только достаточно сильно взволновать и определенным образом направить сознание людей.
Значение Скрябина для нашего времени

Итак, мы как революционеры можем ждать еще в будущем титанических песен революционной страсти, но пока не только в русской музыке, но, может быть, и в мировой не найдем более страстного музыкального языка, чем язык Скрябина в таких его произведениях, как «Прометей» и ему подобные.
Танеев и Скрябин
Subscribe

promo gptu_navsegda january 18, 2012 22:16 3
Buy for 10 tokens
Дмитрий Быков о богостроительстве (фрагмент из фильма Горький. Живая история. 2008г.) Все ехидство разумеется на совести Быкова и К Леонид Парфенов о богостроительстве (Фрагмент из фильма "Российская Империя" 2003г. (15 серия. Николай II, часть 2)) В принципе, он ехидничает так же…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments