Начало лекции ч.1 и ч.2 (просмотр первых частей желателен, но для чтения текста ниже не обязателен.)
Небольшой ликбез по православной культуре. Если кто еще не знает, исихазм это православный хардкор, а С. Хоружий один из главных в России светских специалистов по духовным практикам.
В богостроительстве разумеется нет и не будет внутренних молитв как способа общения с богом, то что исихасты называют "фаворским светом" это лишь галлюцинации вызванные кислородным голоданием вызванным быстрой молитвой, синхронизированной с дыханием. Для того чтобы испытать это состояние есть гораздо более простые способы, разница лишь в том, что галлюцинировать обычный человек будет случайными образами из своего подсознания, а монахи, погруженные в чтение библии и постоянные молитвы, с большой вероятностью галлюцинируют библейскими образами, что собственно и проявляет тот факт, что библия им отформатировала не только сознание, но и подсознание.
Богостроительство в отличии от христианства хотя и предполагает так же духовное восхождение от личного сознания к сверхличностному, объективно-коллективному, но параллельно предполагает и образовательный рост, накопление знаний о мире и практическую деятельность воплощения божества, которая, кстати, так же является проявлением общности сознания. Что касается синхронизации подсознания, то пока, как известно, это чаще всего делается при помощи водки и других химикатов, люди как известно любят напиваться и проверять свои отношения в полубесознательном состоянии, но в ближайшем будущем, вполне возможно, что совместные переживания в виртуальных мирах смогут заменить совместные алкогольные исповеди. Вообще, процесс синхронизации эмоций и подсознания называется мистерия, и мистериальным эффектом обладают самые разные культурные практики, начиная от хорового пения, цирка и театра и кончая военными парадами, массовыми праздниками (вся страна рыдала вместе с мишкой на закрытии олимпиады-80, на зло всем идиотам "победивших" Пролеткульт) и даже стихийными бедствиями.
В общем, монашеские технологии созерцания божественного света в чистом виде для богостроительства не подходят, но на сегодняшний день готовой и хорошо проработанной альтернативы им тоже нет, хотя все же некоторые заготовки и наброски для для последующей разработки имеются и не в единственном количестве. Но помимо поиска прямой альтернативы исихазму в богостроительстве существуют более глубокие и более рафинированные формы созерцания и переживания божественного присутствия, это относится и к высоким формам театральной драматургии (чеховской) и симфонической музыки (Бетховен, Вагнер, Рахманинов, Р. Штраус и др.) На мой взгляд, при желании и соответствующей подготовке в богостроительстве нет проблем с экстатическими переживаниями на высоких уровнях духовного развития, проблемы имеются на низких уровнях, связаны они конечно прежде всего с отказом от спиртного... Пока человек зависим от водки говорить о каких-то более тонких переживаниях нет особого смысла поскольку алкоголь их все равно все заглушит.
Специально еще раз оговариваю: речь не идет о том чтобы "быть культурным", в обывательском смысле. т.е. посещать современные театры, выставки и, прости господи, концерты. Речь о желании увидеть и почувствовать то чего в физическом смысле не существует - Общество, причем почувствовать внутри себя, внутри других, в текстах, в образах и т.д. Но так же почувствовать всю ужасающею глубину и холод той пустоты которая простирается за границами Общества. Почувствовать весь драматизм борьбы между всеми субъектами социальной метафизики которых конечно же не два, а больше. Чтобы еще раз подчеркнуть различия с исихазмом повторяю, что если для исихазма созерцание фаворского света является высшей точкой духовного развития, то в богостроительстве целостное созерцание социального организма это лишь этап просветления, который после себя открывает бесконечные возможности религиозной деятельности которые открывают новые экстатические горизонты связанные не с пассивным богосозерцанием, а с активным боговоплощением.
Journal information