Вечный ПТУшник (gptu_navsegda) wrote,
Вечный ПТУшник
gptu_navsegda

Categories:

Три смысловых слоя в фильме «Саламандра»

Первый смысловой слой практически официально продекларирован и посвящен австрийскому биологу-ламаркисту Паулю Каммереру, который действительно ставил опыты на саламандрах и его лаборант действительно был уличен в фальсификации результатов опытов, после статьи об этом в журнале Nature Каммерер покончил собой. Этот сюжет вполне исторично показан в фильме, главный герой даже внешне похож на Каммерера. За несколько месяцев до смерти Каммерер разговаривал с Луначарским и они обсуждали вопрос о его переезде в СССР.



Но нас интересует не Каммерер, а биография А. В. Луначарского фрагмент которой является вторым смысловым слоем. Анатолий Васильевич умудрился в этот фильм вставить свою семейную историю и свои отношения с советскими диаматчиками которые в фильме показаны как иезуиты. Более того! Луначарский умудрился заставить Розенель сыграть саму себя и свои отношения с Луначарским! Помните я восхищался тонкостью юмора Луначарского когда он для фильма по пьесе "Яд", где показана история изгнания поэтессы Барковой из квартиры наркома, взял в соавторы ее однофамильца режиссера Иванова-Баркова? В данном фильме Луначарский превзошел предыдущую шутку и еще более изощренно поиздевался над своей женой Розенель.

Итак, напоминаю исторический контекст: 1924г. — роман уже женатого на Розенель Луначарского с 16-летней балериной Надежденой-Бруштейн, 1926г. — встреча с Каммерером и его самоубийство, 1928 — съемка фильма «Саламандра» как бы про Каммерера. Теперь переходим непосредственно к скриншотам из фильма и сценарию:

Я буду последовательно цитировать сценарий и в комментариях расшифровывать кто есть кто по моей версии. Цель разумеется не в пересказе всего фильма, а только знакомство с персонажами и эпизодами которые прочитываются в контексте биографии Луначарского.

Все что выделено как цитата является текстом Луначарского. Начало фильма:

Профессор Карл Цанге, биолог–материалист, своими смелыми опытами и еще более смелыми лекциями, направленными против божественной метафизики витализма, явно компрометирует реакционно настроенную профессуру. Несмотря на все препятствия, профессору удается собрать вокруг себя небольшую группу наиболее передовой студенческой молодежи, восторженно следящей за его научными опытами. Однако главная «опасность» (по мнению деканата) заключается в том, что, проникая по вечерам в рабочие кварталы, Карл Цанге выступает в клубах, популяризируя свои теории.

Просто «лишить кафедры» неугодного и неугомонного профессора невозможно, т. к. его имя известно далеко за пределами страны. Фашистский «союз патриархальных студентов», предводительствуемый принцем Рупрехтом Карлштейном, и иезуитский орден во главе с монахом профессором Игнатием Бржезинским (биологом–виталистом) заключает союз. Знаменитый лозунг: «Цель оправдывает средства» — снова пускается в ход.


Итак, по моей версии в втором смысловом слое персонажи расшифровываются так:

  • Профессор Карл Цанге. — Сам Луначарский

  • Фелиция Цанге — его жена Розенель, которая играет саму себя.

  • Михаил Филонов — первый, честный лаборант профессора. Вообще, Михаил Вилонов это один из самых известных учеников Каприйской школы, известен он тем, что сбежал оттуда к Ленину в Лонжюмо подбив еще нескольких учеников. М. Горький про него написал отдельный рассказ «Михаил Вилонов». Луначарский выбрал именно его потому, что он к тому времени уже умер и не мог быть как-то подставлен, а с другой стороны, ясно давал понять, что речь идет об ученике Луначарского. Но только речь в фильме идет не о каприйских временах, а о советских, соответственно на роль такого преданного ученика неплохо подходит Рюрик Ивнев который работал секретарем Луначарского в первые годы Революции и которого потом по непонятной причине убрали от Луначарского в Закавказье и заменили на Игоря Саца. Для расшифровки не является принципиальным кто именно это был, главное это верный ученик, честный лаборант по основному сюжету, которого заменяют на провокатора в результате заговора.

  • Отец Игнатий Бржезинский — ученый–биолог. Иезуит. — Во втором слое это видимо Ф. Дзержинский, хотя может и его приемник Менжинский сменивший Феликса в 1926 году. Ясно, что у них у обоих польские фамилии и намек работает в отношении их обоих, хотя мне кажется, что с Менжинским у Луначарского были лучше отношения, они близко отбывали ссылку и Менжинский преподавал в Болонской школе впередовцев (вторая реинкарнация Каприйской школы в которой Луначарский был директором).

  • Принц Рупрехт фон Карлштейн. — провокатор работающий на иезуитов и внедренный лаборантом к проф. Цанге. — По моей расшифровке это Игорь Сац. По сюжету между женой профессора и этим агентом возникает роман, в жизни Сац и Розенель были братом и сестрой, хотя иногда пишут, что Сац был сводным братом. Для расшифровки не принципиально какие у них были отношения, главное, что провокатор использовал жену профессора для своих грязных дел. Ясно, что Луначарский не мог уж совсем открыто делать параллели брат-брат, да и законы сюжетной интриги здесь требуют любовника, а не брата.



Итак герои в лицах:
Михаил Филонов — Рюрик Ивнев (наст.имя Михаил Ковалев)


Принц Рупрехт фон Карлштейн — Игорь Сац


Профессор Цанге — Луначарский


Фелиция — Сац-Розенель в роли самой себя


Бржезинский — Дзержинский и К


Несколько цитат из сценария для атмосферы:
На ступенях собора принц Карлштейн замечает красивую женщину и с изумлением узнает в ней жену своего идейного врага профессора Цанге… Отцы иезуиты намеренно используют этот «интерес» в своих целях.




Берта Бегге, одна из наиболее преданных учениц Цанге, сообщает ему об исчезновении своего друга Филонова. Профессор смущен и встревожен…
— Возможно Бегге это намек на Анну Баркову (себя она в своей пьесе назвала Барковетта) которая тоже работала секретарем у Луначарского и даже жила в его кремлевской квартире.

«Патриотические» студенты устраивают слежку за Цанге. Поводом послужил разговор профессора с уличной девочкой–цветочницей (Мицци), поспешно и неосторожно прерванный при появлении группы студентов.






Отец Бржезинский обрушивает на Цанге всю ярость и яд своей иезуитской диалектики. Благонамеренные граждане и патриотические студенты восторженно приветствуют своего лидера, но тем более странным кажется поведение принца, сохраняющего безразличное спокойствие… Лорнируя хоры, он ищет глазами Фелицию…
— Луначарский диалектику называет орудием мракобесия. По моему это очень смело и в то же время ясно дает понять, что речь не только о попах. Ну и антураж диспута тоже намекает кто в Союзе был главным специалистом по диспутам.





В титрах Цанге опирается на опыты (т.е. на эмпиромонизм, позитивизм, махизм)



Противник Цанге — Бржезинский опирается на диалектику и катехизис.

Речь Карлштейна вызывает недоумение и растерянность в рядах «патриотического союза». Не отвергая общечеловеческого значения опытов Цанге, но и не объявляя себя сторонником материализма, принц признает профессора гениальным представителем научной мысли и аплодирует ему…
— провокатор (Игорь Сац) внешне ведет себя как поклонник Луначарского, хотя я постил фрагмент из Войновича где он открывается ему как сторонник диамата. В фильме Карлштейн тоже двуличничает.

Маленькая Мицци исчезает с профессором в воротах какой–то мрачной каменной громады. Человек с газетой подзывает другого человека…

В грязной каморке старьевщицы, где Мицци нашла себе временное пристанище, девочка вручает Цанге пакет…

При выходе из ворот профессор задержан агентами «полиции нравственности» и немедленно препровожден в префектуру, где, несмотря на его негодующие протесты, составляется протокол. Цанге отказывается указать, где он был, и дать свою подпись на протоколе и уходит, хлопнув дверью… Протокол подписывается «свидетелем»…
— историю романа Луначарского с 16-летней балериной я описывал. Можно только добавить вид нравственного полицейского из фильма. Форма выглядит как-то очень знакомо.



Проснувшись на утро и вспоминая о событиях ночи, Фелиция спешит в костел, чтобы исповедью загладить неприятное ощущение «греха»… В пустынном соборе она скромно ждет прихода своего духовника. Вместо него появляется знаменитый ксендз–иезуит Игнатий Бржезинский. И Фелиция сразу подпадает под его почти магнетическое влияние. «Ты хочешь быть верной мужу, а верен ли он своему творцу?..» «Безбожие не есть ли грех тягчайший, чем измена?» «Есть ли измена поцелуй, данный верному сыну религии?..» Тонкая лесть и сладкий яд странной проповеди бросают сомнение в сердце Фелиции. Она с ужасом думает о вероотступнике–муже…
— Дзержинский лично вербовал Розенель? Я думаю, что личность тут не принципиальна, главное, что в философском отношении Луначарский был диссидентом (позитивистом) и актрисе, которая в философии ничего не понимала, диаматчики легко могли внушить, что Луначарский жуткий еретик и отступник от марксовой веры в Гегеля.

Самая модная в городе портниха привозит Фелиции самые модные платья… Восторженно любуясь собой, Фелиция спешит к мужу, кстати захватив с собой счета. Профессор поражен громадной стоимостью нарядов. Он просит подождать, отложить… Фелиция разражается упреками: «Жена знаменитости, у которой «сам принц» работает ассистентом, не обязана ходить в лохмотьях!.. — О, конечно, я знаю, — твои гнусные ящерицы для тебя дороже жены!.. Она может вообще умереть с голоду, лишь бы ваши мерзкие гады были сыты…»
— Здесь отсылки Розенель к себе самой просто режут глаза.
Напомню эпиграмму Демьяна Бедного:
Ценя в искусстве рублики,
Нарком наш видит цель:
Дарить лохмотья публике,
А бархат — Розенель.
Напомню, фильм вышел в 1928г., а пьеса "Бархат и лохмотья" в 1927г, так что про лохмотья уже писалось после эпиграммы Демьяна.

Взбешенный Цанге намерен тотчас же отправиться к губернатору, чтобы опровергнуть клевету, очевидно уже ставшую достоянием гласности. На веранде его встречает Фелиция и с молчаливой иронией протягивает газету:

«Вчера вечером в одном из рабочих районов агентами «полиции нравственности» задержан небезызвестный профессор Цанге, преследовавший несовершеннолетнюю девочку. Девочке удалось скрыться. Составлен протокол».

В порыве негодования профессор читает жене содержание анонимного письма…

Губернатор отказывает Цанге в приеме…

К вечеру «о гнусности» профессора говорит весь город. Клевета достигает невероятных размеров, и лишь в рабочем клубе, где профессор читал свои лекции, никто ей не верит.
— насколько я понимаю, компромат связанный с балериной в СССР не обсуждался, здесь видимо Луначарский пытается действовать превентивно, показывая чекистским моралистам насколько далеко они заходят в своем рвении, и что тут дело не в моральных грехах, а в гораздо более серьезных идеологических вопросах.

Карлштейн ликвидирует «недоразумение» с профессором, заверяя его, что он примет меры к наказанию клеветников.
— Получается, что Сац отмазывает Луначарского от скандала с девочкой, готовя более серьезную провокацию.

Ну и финал истории:

В университете новая сенсация… Отец Игнатий Бржезинский опубликовал заявление, в котором утверждает, что пресловутое изменение окраски саламандр — есть не более, как дерзкий шантаж, и что все объекты Цанге окрашены особым труднорастворимым составом… Встревоженный деканат экстренно командирует в лабораторию Цанге своих крупнейших специалистов… Ревизия прибывает в дом профессора в тот момент, когда Цанге пишет ответ на ободряющее, дружеское письмо рабочих…

Принц Карлштейн, продолжающий работу в лаборатории, весело успокаивает Цанге: «Все кончится благополучно — они не сумеют опровергнуть вашей многолетней работы! Это очередная подлость Бржезинского»… Однако ревизия устанавливает полную справедливость предъявленных обвинений… Объекты опытов Цанге, производившихся им на протяжении многих лет, все оказались подкрашенными неведомым составом…
— тема фальсификации опытов относится больше к первому слою сценария т.е. к истории биолога Каммерера, врядли Сац который был литературным секретарем был вовлечен в споры Луначарского в наркомпросе по поводу образовательных реформ. Тут уже Карлштейн выступает как собирательный образ всех врагов Луначарского которые пользовались покровительством диаматчиков. В общем, я не хочу излишне демонизировать лично Саца, дело конечно не в нем одном, а в уровне мышления всех апологетов "иезуитской диалектики".

Итак сюжет фильма надеюсь более менее понятен и параллели между личностями героев и окружением Луначарского очевидны. Осталось разобраться с саламандрами над которыми Цанге–Луначарский ставил важные опыты... Кого бы они могли символизировать? Если учесть, что Луначарский возглавлял наркомпрос — министерство которое совмещало в себе функции министерств культуры, образования и плюс еще курировало театры, кино, цирк, музеи, литературу и еще черт знает что, — можно предположить, что подопытные саламандры это символ советского народа.

Вот собственно символизму саламандр посвящен третий оккультный слой сюжета.

САЛАМАНДРА — символ алхимического процесса обжига, так она "живет в огне и питается огнем". Обычно изображается в виде маленькой ящерицы или бескрылого дракона, иногда с фигурой, похожей на человеческую или собачью, среди языков пламени. Согласно одному словарю, саламандрой называется "насекомоядная лягушка с густо-черной гладкой кожей, усеянной желтыми пятнами", однако из этих двух изображений более известно легендовое. Саламандры считались наиболее ядовитыми, а их укус — смертельным. В древности верили, что саламандры способны жить в огне, поскольку у них очень холодное тело.

Саламандра стала символом борьбы с плотскими желаниями. Поскольку саламандра считалась бесполым существом, она также символизировала целомудрие, а в христианском искусстве обозначала стойкую приверженность вере и добродетельность. Французский король Франциск I (1494—1547), который считался покровителем искусств и литературы, сделал саламандру своим символом с девизом: "Я лелею добро и изгоняю зло". В британской геральдике саламандра означала храбрость и мужество.




Мог ли Луначарский не знать оккультную символику саламандр? Конечное он ее знал! Саламандры фигурируют в его самой оккультной пьесе «Маги» (1919г.):

Андромен.
Дошел... вот бездна. Жду, чтоб мост открылся.
Иль должен я лететь? Слегка кружится
Привычная к земному голова.
Манесса.
Рожденья час пришел, и в жутком страхе
Готова руки я поднять к глазам,
Чтоб не ослепнуть при рожденьи света.
Андромен.
Скажи: зачем такой челнок мне прислан
Для переправы?
Манесса.
Ты был слишком счастлив,
Ты слишком был любим, страданья кубок
И кубок ненависти выпей в краткий миг.
Андромен.
Вот Саламандры напевают песню.
Манесса.
Она звучит словами нашей речи
Андромен. Послушаем.
ПЕСНЬ САЛАМАНДР.
Кто зажег,
Кто зажег,
Черный, красный, белый Бог?
Вей, огонь,
Вей, Огонь,
Черный, красный, белый конь.
Грив и крыл,
Грив и крыл,
Скачку в вечность кто открыл?
Распален,
Раскален,
Чей-то в вихрях стойкий трон.
Не дано,
Не дано
Глянуть глубже нам на дно,
И нельзя
И нельзя
Вверх поднять свои глаза,
Лишь пожар
Лишь пожар,
Нашей жизни жуткий шар.
Есть границы?
Нет границ.
Для червонных огневиц?
Ты уйдешь,
Упорхнешь...
Правда там, иль тоже ложь?
Сын, прощай,
Брат, прощай,
Может-быть, там божий рай?
Божй рай,
Божий рай,
Тело до конца сгорай
И из пепла и горений
Мчись в неведомое, гений.
Или вот Луначарский комментирует Брюсова (1924):
Не в задаче моей нынешней статьи останавливаться на отдельных произведениях Брюсова, я, повторяю, ставлю только некоторые вехи. Но припомните хотя такое совершенно объективно классическое, как будто историко-гурманское, на взгляд современников Брюсова, стихотворение, как «Александр Великий». Какой мрачной торжественностью переполнено это вдохновенное и монументальное стихотворение, относящееся, между прочим, к 1911 году.

Пламя факелов крутится, длится пляска саламандр,
Распростерт на ложе царском — скиптр на сердце —
Александр.

Пользуясь мифом, Брюсов переносит душу Александра за Стикс на суд Миноса, Радаманта и Эака. В сущности, это суд потомства, суд истории. Страстные и величественные обвинения раздаются по адресу тени. С другой стороны, в защиту Александра поднимаются те силы, которые указывают на пути мировой истории, оправдывающие тенденции его царствования.
<...>
Между тем история идет своим путем у самого гроба великого завоевателя:

Дымно факелы крутятся, длится пляска саламандр,
Споров буйных диадохов не расслышит Александр.
<...>
Но разве те великаны, которые выражали собою взлеты, устремления к великим единствам, исторически гибнут от спора своих диадохов? Александр в гробу, среди пляски саламандр, так же точно нем, величав и вечен, как в веках перед судом объективных общественных сил и толкований.


Саламандра это очень широкий символ который в разных культурах имеет разные значения, но главное, в чем все сходятся, это связь саламандр с огнем. В сюжете фильма саламандры присутствуют как часть подлинной истории Каммерера который действительно экспериментировал на саламандрах. Луначарский вряд ли бы сам выбрал этот символ для советского народа. Но раз уж символ был навязан реальной историей то почему бы не принять такой подарок обстоятельств? Такое следование за проведением только усиливает мистическую силу образа и открывает в нем неожиданные глубины.



Луначарский обыгрывает огненную природу саламандр: профессор Цанге после того как уходит из дома с ящиком саламандр постоянно согревает их керосиновой лампой, а когда деньги кончаются идет воровать керосин — топливо для саламандр. Луначарский видимо признается, что нарушил закон, но делал это добывая огонь для саламандр и по контексту фильма его несправедливо судить за это. Возможно "воровство керосина" это роман с балериной, а возможно еще что-то, но в любом случае Луначарский считает себя оправданным серьезностью дела которым он занимался. Каяться он не собирался перед обывателями.



Тему саламандр как символ советского народа наверно еще можно углубить, но мне кажется для начала и написанного достаточно, текст и так получился слишком длинный, надеюсь хоть кто-то его дочитает до конца.

Справочные материалы:
Мои посты об Игоре Саце и Рюрике Ивневе:
Tags: Игорь Сац, Луначарский, Розенель, Рюрик Ивнев, отсмотрено
Subscribe
promo gptu_navsegda january 18, 2012 22:16 3
Buy for 10 tokens
Дмитрий Быков о богостроительстве (фрагмент из фильма Горький. Живая история. 2008г.) Все ехидство разумеется на совести Быкова и К Леонид Парфенов о богостроительстве (Фрагмент из фильма "Российская Империя" 2003г. (15 серия. Николай II, часть 2)) В принципе, он ехидничает так же…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments