Вечный ПТУшник (gptu_navsegda) wrote,
Вечный ПТУшник
gptu_navsegda

Иллюстрация к статье В. Вересаева об обрядах

Особенность России в том, что у нас теоретики глупее практиков. Пока всякая академическая шпана хихикает над ритуальными фантазиями Вересаева на практике даже самые экстравагантные архетипы вполне естественно воплощаются. Мне конечно самому трудно представить девушек на похоронах, но на каких-то поминальных ритуалах уже представить получается.



Напомню Вересаева:
«Что еще? Должны быть девушки с зелеными ветками, в белых одеждах, — символ слиянно–цветной, всецветной жизни на фоне черного траурного крепа смерти. Может быть, и курения нужны, — нечего смущаться тем, что их до сих пор употребляли в храмах самых разнообразных религий: именно эта упорная всеобщность употребления указывает, что и запахи могут играть роль в вызывании определенных настроений. Цветы, конечно, и, конечно, цветы без запаха: обонятельные ассоциации — наиболее прочные; можно ладан или какое другое курение прочно ассоциировать с представлением о смерти, но совсем не нужно, чтобы о смерти нам напоминали ландыши или розы.

И нужно, — это уже обязательно нужно, — чтобы было известное драматическое «действо», типа древне–эллинской трагедии, с перекличкою полухоров, с монологами корифеев. И все это должно быть гениально–просто, очень легко для исполнения, — и музыка, и слова, и весь погребальный чин, чтобы его без большого труда и подготовки могли исполнять сами участники похорон. Это тоже очень важно. Мы слишком оторвались от первоначальных волевых, действенных истоков искусства, слишком во всем привыкли к роли зрителя. Из пассивного наблюдателя присутствующий на похоронах должен стать активным их участником. Раньше со всеми обрядами так и бывало. У диких в похоронных плясках участвовали все присутствующие; в отправлении свадебных обрядов на крестьянских наших свадьбах тоже принимают участие все присутствующие. А нам это так чуждо, мы так отвыкли от всякого рода коллективных действий, что вот какой возможен анекдот. Этот доклад я читал летом в санатории Цекубу, в Гаспре. Один молодой пролетарский поэт, возражая мне, говорил:

— Вот, у вас тут какие–то девушки в белых платьях. Что ж вы этих девушек — в бюро похоронных процессий будете заказывать, что ли?

Девицы с опухшими лицами и пьяными глазами, типа факельщиков, иначе он не мог себе представить, откуда взять этих девушек. Северный крестьянин, до сих пор еще отправляющий старинные свадебные обряды, конечно, не вздумает разыскивать какого–нибудь свадебного бюро, чтобы там «заказать» участников свадебного обряда: вся масса гостей составляет хор, и сама же эта масса выделяет из себя тысяцкого, дружков, подгалашниц и прочих участников свадебного «действа». И на все это находится достаточное количество исполнителей в самых глухих и небольших деревушках.»
В. В. Вересаев: К художественному оформлению быта (Об обрядах старых и новых)


Пример с поминальным хором на мемориале я когда-то уже постил, но напомню еще раз для тех кто не видел:

Tags: Вересаев, Обряд
Subscribe
promo gptu_navsegda january 18, 2012 22:16 3
Buy for 10 tokens
Дмитрий Быков о богостроительстве (фрагмент из фильма Горький. Живая история. 2008г.) Все ехидство разумеется на совести Быкова и К Леонид Парфенов о богостроительстве (Фрагмент из фильма "Российская Империя" 2003г. (15 серия. Николай II, часть 2)) В принципе, он ехидничает так же…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments